Бронхиальная астма (БА) является актуальной проблемой современной медицины. Известно, что многие случаи безуспешного лечения больных БА связаны с непониманием пациентами сущности данного заболевания, что приводит к неправильному соблюдению или информированию предписаний врача. В мире накоплен большой опыт по обучению больных БА. Это позволило значительно снизить госпитальность в связи с обострением БА, улучшить качество жизни и снизить затраты на лечение. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Отсутствие системы обучения, навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами, неосведомленность больных о своей патологии являются серьезными препятствиями успешному преодолению болезни, выражающееся в увеличении количества обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи, т.е. общего снижения качества жизни и удорожанию лечения.
Одним из путей повышения эффективности лечения БА в настоящее время считается использование различных обучающих программ в виде различных форм обучения, таких как, астма-школа, астма-день, астма-кабинеты, телефоны помощи больным, самостоятельное обучение с использованием различной научно-популярной литературы, видеофильмов, интернет-сайтов. Каждый их этих видов обучения имеет свои особенности, связанные как с характером заболевания, так и с возможностями врача и лечебного учреждения. Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа, позволяющая вести регулярное обучение пациентов и наблюдение за ними. В условиях стационара эффективность астма-школы значительно повышается.
Проблема астма-школ в России заключается в том, что они зачастую функционируют в отрыве от лечебного учреждения, осуществляемого наблюдения за больным. Таким образом, создается дистанция и разногласия между образователем и лечащим врачом. Низкий уровень осведомленности пациентов о своем заболевании, и вследствие этого – низкая кооперация больного с медработниками.
Отсутствие знаний о своем заболевании, возможностях самоконтроля и самоведения больных с БА, пациенты выполняют рекомендации врача в отношении базисной терапии БА не менее чем на 50%, что приводит к прогрессированию заболевания, развитию осложнений, инвалидизации, увеличению частоты госпитализаций больных с данной патологией. Это послужило внедрению астма-школы в стационаре МСЧ АМО ЗИЛ №1.
На госпитальном лечении большинство больных БА проходят «плановое» комплексное обследование, предназначенное для пациентов, находящихся в стационаре (лабораторное и инструментальное):
- исследование ФВД на диагностическом комплексе «Мастер-скрин
боди» («Эрих Ягер», Германия);
- исследование по программе астма-мониторирования с выполнением теста на обратимость бронхообструкции;
- исследование рентгенологическое, при необходимости КТ органов грудной клетки;
- исследование ЛОР-органов;
- лабораторные исследования мокроты (микроскопия, посев на микрофлору и чувствительность к антибиотикам);
- лабораторные исследования крови (на активность воспалительного процесса и аллергического ответа с исследованием JgEи ЦИК);
- при необходимости – лечебно-диагностический ФБС с исследованием БАС;
- все больные получают ингаляционную терапию (небулайзер, дозированные аэрозоли и др.)
За год работы астма-школы было обследовано 46 пациентов (26 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 20 до 65 лет (средний возраст – 42 года), страдающих БА средней и тяжелой формы. При исследованиях использовалась анкета ИкБа-50, оценивающая степень кооперации пациента и врача. Для более детального исследования качества жизни была составлена также специализированная анкета.
Посещение занятий добровольное, группы больных смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Формирование групп идет по мере госпитализации больных. В группах от четырех до семи больных по количеству больных. Проведение занятий с небольшим количеством больных позволяет индивидуализировать программу обучения, пациентов с низким уровнем знаний о своем заболевании. Групповые занятия проводятся в виде лекций, бесед с больными на определенные темы. Общая продолжительность занятий составляет четыре-шесть дней. Основными темами бесед являются:
1) что такое БА; анатомия и физиология органов дыхания;
2) причины БА;
3) пикфлоуметрический контроль пиковой скорости выдоха, как одного из основных симптомов бронхиальной обструкции при БА, аллергия, профилактика лечения;
4) бронхорасширяющие лекарства; гормональное лечение БА;
5) система и варианты ингаляционной доставки препаратов;
6) простуда и БА (лечение и профилактика респираторной вирусной инфекции);
7) как и где лечить обострение БА?
8) как проводить самооценки качества жизни.
Индивидуальные занятия посвящены обучению конкретного больного, контролю эффективности терапии. Все больные, обучающиеся в астма-школе, ведут ежедневный суточный мониторинг ПСВ с помощью пикфлоуметра. Разбираемые на занятиях вопросы совпадают с коррекцией больных в стационаре, что позволяет быстрее добиться взаимопонимания между врачом и пациентом. После выписки из стационара предлагается консультативное посещение астма-школы для коррекции лечения через месяц. Как показывают наблюдения, на дальнейшие повторные контрольные визиты явилось всего 65% пациентов. Из пациентов, находившихся под контролем, 10 постоянно проводят мониторирование функции внешнего дыхания с помощью пикфлоуметра. Из них только 2 пациента было повторно госпитализировано, а из пациентов 36 пациентов, которые прошли обучение, но не явились на повторный осмотр, четверо были госпитализированы повторно в стационар в течение календарного года.
Все больные госпитализированы в период обострения БА. У большинства инфекционно-зависимая и смешанная (инфекционно-зависимая плюс атопическая) формы БА. Анализ анкетирования показал, что большинство больных имеют низкий уровень знаний о своем заболевании, отсутствие навыков самоконтроля. Многие пациенты не имели представления о пикфлоуметрии, спейсерах, не умели правильно ими пользоваться, часть больных неправильно пользовалась ингаляторами, не знали показаний к применению ингаляционных препаратов. У части больных было выявлено негативное отношение к проведению базисной терапии ингаляциионными кортистероидами ИГКС. Далеко не все из пациентов интересуются получаемыми лекарствами. Вследствие этого необходимо убедить пациентов, что при их активном участии возможно достижение положительного эффекта от лечения.
Правильная техника использования дозированного аэрозольного ингалятора больными является неотъемлемой частью лечения БА. Улучшение техники использования дозированных аэрозольных ингаляторов приводит к повышению эффективности лекарственной терапии и уменьшению числа побочных эффектов.
Таким образом, астма-школа на базе стационара, отсутствие внедрения сложных методик делает такую форму обучения больных наиболее приемлемой. Обучение больных в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет значительно повысить знания больных БА о своем заболевании, улучшить технику использования ингаляторов, увеличить количество применяемых приборов индивидуального пользования, улучшить технику использования ингаляторов, спейсеров, проводить мониторинг ПСВ с помощью пикфлоуметра. Проведение занятий в астма-школе позволяет в течение короткого промежутка времени добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать обучаемость больных и эффективность лечения. Снижение количества госпитализаций, вызовов скорой медицинской помощи, уменьшение числа обострений заболевания, улучшение течения заболевания, следовательно значительное улучшение качества жизни больных БА.
Список литературы:
1) Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы «Школы для больных бронхиальной астмой»// Пульмонология. – 1991. - №3. – с. 14-19.
2) Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением// Пульмонология. – 1996. - №1. – с. 25-32.
3) Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. Рекомендации. – М., 1996.
4) Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения//Международный медицинские обзоры. – 1993. - №2. – с. 120-123.
5) Отчет о международном соглашении по диагностике и лечению бронхиальной астмы. Национальный институт кардиологии, пульмонологии и гематологии. Национальные институты здравоохранения – Бетесда, Мериленд, 1992.
6) Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice// Respir. Med. – 1989. – Vol. 83. – P.67-70.
7) Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and programme on astma// J. Intern. Med. – 1991. – Vol. 230. – P.157-164.
8) National Heart, Lung and Blood Institute, National Institutes of Health. International Consensus Report on diagnosis and management of asthma// Eur. Respir. J. – 1992. – Vol. 5. – P. 601-641.
9) Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with astma: what are the key components and what do we mean by patient education?// Ibid. – 1995. – Vol. 8. – P. 298-305.